Правительство Санкт-Петербурга
Государственная административно-техническая инспекция
Увеличить   Уменьшить   Изменить контрастность   Сбросить все        для слабовидящих
(812) 417-47-86
Эксперт в области искусства Дмитрий Стрижов выразил мнение по вопросу размещения граффити в Петербурге Печать
Автор: Маргарита Нецветова   
02.11.2020 14:54

  


Дмитрий Стрижов

ГРАФФИТИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

 

Во всем мире СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО является важнейшей частью современного общества, оно оказывает влияние на промышленный и графический дизайн, моду и архитектуру, вследствие чего оно является мощнейшим рычагом развития экономики. Его ценность определяют профессионалы-эксперты, имеющие специальное образование, применяющие сложившиеся методы оценки.       

Ни в одной стране мира ГРАФФИТИ не относится к какому бы то ни было виду ИСКУССТВА и рассматривается исключительно как ВАНДАЛИЗМ, за который предусмотрена уголовная ответственность и внушительные штрафы.   

Тем более это необходимо учитывать в Санкт-Петербурге, художественный облик которого складывался столетиями. Большинство фасадов зданий исторического Петербурга – это законченные, самодостаточные произведения искусства, свойственные различным эпохам и стилям, они выполнены выдающимися мировыми художниками и зодчими. Нанесение на такие уникальные фасады и памятники дополнительных надписей и рисунков так же недопустимо, как и нанесение ГРАФФИТИ на картины в музеях и галереях города.

В настоящий момент в Петербурге действует несколько молодежных групп, называющих себя уличными художниками. В основном это граждане Белоруссии и Украины. Вряд ли эти заезжие провинциальные подростки вникают в тонкости эстетических ценностей Петербурга. Они воспринимают его улицы, только как способ самовыражения и самореализации. Нанося на стены домов и трансформаторных будок масштабированные портреты героев Великой Отечественной войны и известных людей нашей страны, они манипулируют общественным сознанием, мол, мы рисуем ваших героев, чем вам они не нравятся. Ответ прост: «Всем нравятся наши герои, на то они и герои, но им не место на стенах домов и трансформаторных будках!» Не говоря уже о том, что художественная ценность таких, срисованных с фотографий портретов равна 0 и может быть объявлена исключительно как ВАНДАЛИЗМ.

Те, кто продвигает ВАНДАЛИЗМ постоянно называют трансформаторные будки «унылыми», хотя их технологическое предназначение не подразумевает никакой эмоциональной характеристики. А, если будки, действительно, самые «унылые» места в городе, то зачем на них размещать портреты героев, зачем такое откровенное глумление?

Также очевидно, что возникшая проблема ВАНДАЛИЗМА, представленного, как «уличное искусство» или ГРАФФИТИ – это способ приобретения политических очков на «хайпе».

Для чего открывать ЯЩИК ПАНДОРЫ? Ведь, не трудно представить результат легализации такого ВАНДАЛИЗМА: все исторические фасады домов, создававших уникальный облик Петербурга обезображены невнятными надписями и картинками. Раз это «разрешено», то каждый желающий сможет самовыразиться при помощи баллончиков с краской, которая, кстати, прекрасно разрушает штукатурку фасадов. В результате, один из красивейших городов мира превратится в огромную помойку, отпугивающую многочисленных туристов, имеющих определенное представление о неприглядных районах, так называемых гетто, которые, разумеется, не стоит посещать.

Неужели, превращение «культурной столицы» в гетто – это цель людей, продвигающих ВАНДАЛИЗМ?!

Профессиональным мировым экспертам и искусствоведам прекрасно известно, что является искусством, а что им не является. Сразу возникает вопрос: «Зачем у нас подменяется понятие «искусство для улиц» на «уличное искусство»?  И кто у нас будет оценивать это «уличное искусство»? Видимо, - «уличные эксперты»!

Во всем мире существует традиция украшать улицы и площади городов арт-объектами, скульптурами и инсталляциями. Это, действительно, придает дополнительную эстетическую энергию современным и историческим городам и создает их узнаваемый облик. Как правило такие произведения СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА становятся центром притяжения для тысяч туристов. Для выполнения арт объектов в публичных местах, приглашаются наиболее мощные и известные художники, нашедшие свой уникальный художественный и пластический язык. Среди таких художников Пабло Пикассо, Хуан Миро, Александр Либерман и другие. Все они прошли высоко профессиональные фильтры экспертов и критиков в области СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. Эти художники имеют статус «музейных», а не «уличных» художников.

В недрах СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА зарождаются многие философские и эстетические ценности, решаются проблемы актуальной формы и пластики, влияющей на передовые формы промышленного и графического дизайна, моду и архитектуру, продвигающих потребительские рынки. Для развития СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА во всем мире создана грандиозная инфраструктура галерей и музеев, в которых формируется эстетическая модель современности. Только художник способен генерировать уникальные сочетания цвета и формы, и только он со своим тонко настроенным инструментом таланта может одухотворить понятие «БРЕНД». Талант художника может быть выделен и продвинут исключительно в специально созданных условиях, под пристальным наблюдением профессионалов. Также огромную роль играет взаимодействие общества с художником. Для этого художник должен иметь выставочное пространство для своих работ: галереи, арт-пространства, выставочные комплексы, музеи. В таких специализированных местах определяется эстетическая и материальная ценность того или иного произведения. «Улица», разумеется, приводит только к полному обесцениванию труда и таланта начинающего художника.

На развитие настоящей инфраструктуры СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА и следует направить усилия некоторых людей и общественных организаций, которые, возможно искренне желают в этом участвовать, но не разбираются в тонкостях данной темы и находятся в плену подмененных понятий.  

В силу исторических обстоятельств мы имеем очень расплывчатое представление о СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ. На протяжении столетия в России под запретом находились все авангардные течения в искусстве. Единственным «разрешенным жанром» был СОЦРЕАЛИЗМ, он же попросту - РЕАЛИЗМ. В отличие от АБСТРАКТНОГО ИСКУССТВА, РЕАЛИЗМ не предполагает интерпретации, поэтому он являлся идеальным средством агитации и пропаганды. Поэтому, если речь идет о «легализации» ГРАФФИТИ, то выбор будет сделан не в пользу ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ, а в пользу РЕАЛИЗМА. «ЦЕННОСТЬ» будет определятся «похожестью». Если на стене объект или портрет будут «похожи», то они и будут утверждены.

В таком случае существует опасность так называемой «дополненной реальности», например, если нарисованному (по клеточкам с фотографии) на трансформаторной будке или фасаде дома герою России добавить дополнительные элементы или символы, например, свастику или другую запрещенную в РФ символику, то мы получим агитационный плакат, призывающий к деструктивным действиям.

Не трудно догадаться, какие силы работают на расшатывание стабильности в нашей стране, и как они воспользуются деструктивными свойствами «уличного искусства». Мы видим сейчас такие примеры повсеместно от Украины до Белоруссии.

Сейчас Россия поставлена в сложные экономические и политические условия. Единственным выходом из этого положения может стать развитие собственной экономики. Но это невозможно, если не начать производить из сырья высококачественные, конкурентоспособные товары. Ценность товару придает законченный вид – ФОРМА, а форма – это чисто концептуальное эстетическое понятие, которое генерирует СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО.

Лишь развитие в России СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА с построением присущей ему ИФРАСТРУКТУРЫ, позволит раскрыть творческий потенциал многих талантливых художников в нашей страны и сможет в ближайшей перспективе положительно повлиять на ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.       
 

 

Используя сайт, вы принимаете условия Пользовательского соглашения
Сейчас на сайте
Сейчас 135 гостей онлайн

                  

Яндекс.Метрика